Режиссер: Элем Климов
Сценарист: Семен Лунгин
Композитор: Альфред Шнитке
Производство: Мосфильм
Год выпуска: 1974
Cерий: 2
Актеры: Алексей Петренко, Анатолий Ромашин, Алиса Фрейндлих, Леонид Броневой, Алексей Ванин, Ольга Григорьева, Михаил Данилов, Борис Иванов, Юрий Катин-Ярцев, Татьяна Кузнецова, Велта Лине, Алла Майкова, Сергей Мучеников, Владимир Осенев, Александр Павлов, Павел Панков, Людмила Полякова, Нелли Пшенная, Борис Романов, Александр Романцов , Михаил Светин, Анель(Анна) Судакевич, Валентина Талызина, Георгий Тейх, Владимир Эренберг
Падение российской империи. По улицам Петрограда маршируют тысячи недовольных своей участью пролетариев. Армия проигрывает одно сражение за другим. Рубль дешевеет на глазах. Но высшему петербургскому свету нет дела до таких мелочей. Они с увлечением вертят столы, разговаривают с духами и посещают салоны модного бурятского лекаря Бадаева. Столицу лихорадит. Все только и говорят, что о загадочном сибирском мужике Распутине, который умеет творить чудеса. А более всего в чуде нуждается императорская семья и сам повелитель Всея Россия Великая, Малая и Белая Николай Романов.
История постановки, а потом выпуск на экран этого многострадального фильма беспрецендентны даже в сравнениии с другими жертвами цензуры брежневских времен. Начиная с 1966 года кинематографическое руководство трижды разрешало запустить фильм в производство и трижды же внезапно и без видимых причин работу над фильмом останавливало. Это длилось восемь (!!) лет, пока в 1974 году фильм все же позволено было снять. А когда творческий процесс завершился и картина была готова, её в 1975 году запретили.
Увидев этот фильм, кинематографические чиновники восприняли его как развернутую метафору разложения верхов в брежневскую эпоху. Как оказалось - не зря: партийные бонзы, посмотрев фильм, узнали в его персонажах ... самих себя и выразили высочайший гнев. Фильм вышел в прокат только в середение 80-х годов, с началом перестройки. Но "постперестроечная" политическая ситуация в России снова напомнила о беспомощном царе- батюшке в окружении горемыкиных, пуришкевичей, вырубовых...
"Сложным был путь к экрану фильма Элема Климова "Агония". Впрочем, и творческая судьба самого режиссера ("Добро пожаловать...", "Похождения зубного врача", "Прощание", "Иди и смотри") была далеко не гладкой. В "Агонии" кризис России 1916 года показан с присущей Э.Климову синтезом иронии и психологизма. Фарсовые, эксцентрические сцены сменяются страшными натуралистическими видениями... В центре картины - мощная фигура Григория Распутина. Бродячий "святой старец", "провидец", "целитель", алкоголик и сексуальный маньяк, сумевший войти в доверие царской семьи, оказывать влияние на ход государственных дел. Таким он показан в "Агонии". Распутина играет Алексей Петренко. Актер сумел добиться поразительного результата. Роль выстроена на перепадах вулканического темперамента, животного страха, нечеловеческой силы, униженной слабости, развращенности и религиозности. Задача сложнейшая, но актеру удалось уловить нерв роли, воплотить на экране неоднозначный характер.
Не менее сложной была задача и у Анатолия Ромашина, сыгравшего роль императора Николая Второго. Здесь было очень легко сбиться на плакатный тон или гротеск. Но А.Ромашин сыграл человека, проигравшего страну, своим бездействием обрекшим ее на страдания и разрушения. Вокруг этих фигур - царя и Распутина - выстраивается сложная, многоплановая композиция фильма со множеством персонажей. И словно рассекая фильм на части, вторгается в сюжетную ткань историческая хроника...
Александр Федоров