Где он?
И — кто?
И существует ли он
вообще?
...Он идет по Росси. Мимо Александринки. В длиннополом пальто и с тростью. На глазах изумленной публики, рассекая тростью толпу. Трость впереди. Роман-цов — сзади.
Недавно в кулуарах случилось примерять образ «шаляпинской шубы». Подошла одному. Стржельчику. И это неправда. Последний ходит в кепке и куртке. Шуба — это для Романцова. Он приталит ее — и в театр. Шуба снаружи. Романцов — внутри. Впереди — трость.
С чувством глубокого собственного достоинства. И это отдельная тема. И эта: к Романцову сегодня (одному из немногих) приставим твердый знак. В том смысле, что РоманцовЪ. Без этой отметки имя его на афише выглядит стертым.
Он скользит по Росси, мимо Александринки — к Фонтанке. В театр. Где иногда еще служит. Никнут полы пальто, спотыкается трость. Он протискивается вовнутрь и плетется по лестнице. У него сегодня спектакль. Твердый знак отклеивается и проваливается в щель.
...Сплотное м-м-м. Сегодня Александр Романцов
в театре — это сплошное м-м-м.
БДТ. Нушич. «Скорбящие родственники». Роман-цов — Мича. Двигает рояль. Ночью и в одиночестве. Самозабвенно. Потом сереет и исчезает.
БДТ. Дюрренматт. «Визит старой дамы». Роман-цов — художник. Бегает с топором. Потом краснеет и исчезает.
БДТ. Радзинский. «Театр времен Нерона и Сенеки». Романцов — Сенека. Бледнеет сразу. Потом исчезает. •
...Говорят, если бы «Агония» Элема Климова вышла на экран вовремя, судьба Романцова (Феликса Юсупова) сложилась бы иначе. Не знаю. То есть, может быть. Но — не знаю. В том смысле, что Роман-цов и кино (следует перечисление ролей) — это отдельная тема. И эта: на экране у Романцова всегда бумажные глаза. А вот сыграй он вчера в БДТ Тарел-кина, сегодня Осипа, Мане-фу, наконец... Но об этом -не принято. А почему? Ду--мая о Романцове в театре, все время нарушаешь неписаный критический этикет. Хочется спрашивать.
Ему 20. На ТВ играют «Педагогическую поэму» Макаренко. Романцов выглядывает из-за чьего-то плеча, нехорошо блестя больными глазами. Его попробуют обучить челове-ческому языку и правилам общежития. Он поежится, поершится, развернет ладошки. Ничего не получится. Тогда он вытащит ножик и покажет. И уйдет, на ходу заворачиваясь в беспризорную доху, как в гароль-довский плащ.
Ему 30. На «Мосфильме» Климов снимает «Агонию». Романцов растирает руками чужое юсуповское лицо, покусывает тонкие губы. Рыжие огоньки пляшут по нарядной рубашке Распутина, отражаясь на матовом юсуповском лбу. Рвота разорвет Юсупова пополам. Романцов поднимется
в воздух. И всплывет к потолку, растворясь от тоски в сырых стенах подвала. И только отслоившееся княжье лицо застынет в зеркальной мути.
Ему 40. На «Ленфиль-ме» Огородников снимает «Бумажные глаза Пришвина». Над Петрополем на веревках парит Иосиф Виссарионович. Огородников мешает варенье из вишен 37-го года. Романцов приплясывает на снежке прошлого, румяный и пьяненький. Болтается в тонком осеннем пальто пугалом, распятым на швабре. Софит выжжет ему глаза. Руки заломит от зажатого револьвера. Все сдвинется. И поедет. Он выйдет из-за угла «Ленфильма», споткнется о распятое существо с нарисованными глазами. Это ты? Я... Он повернет свое мертвое лицо к фонарю, перешагнет через пустое пальто на снегу, быстро сядет в мобиль и провалится в темноту. У него сегодня капустник.
...Говорят, если бы не капустники Вадима Жука, мы бы никогда не узнали, что такое Александр Романцов на сцене. Не знаю. То есть, может быть. Но — не знаю. В том смысле, что Вадим Жук и К° — это не Кугель. Не Балиев. Не А. Белинский. Вадим Жук и К° — это «Синяя Блуза»
демократии. Романцов, поющий про социальные беды России, — это тень отца Гамлета на Верховном Совете. Он сощурит близорукие глазки, спутается в тексте, взглянет на ножки артистки Пярсон, поглядит в тетрадку с размашистой надписью: «РоманцовЪ», голося как протодьякон. Но стоит Жуку отвернуться, он потрет от удовольствия руки, подтолкнет себя в спину, ущипнет за бок, задребезжит, побарабанит пальцами, обернется Константином Сергеевичем, чертом, Фаготом. Смех задушит его и разорвет пополам. Он повиснет тряпичной куклой, вцепившись в кулису. Подойдя к себе сзади, потреплет за руку. Чего? Пора кланяться. Ты или я? Ну, иди ты...
Говорят, в последнее время у него все налаживается. Он много играет. Не знаю. В арсенале кино нет нужной детали, той настройки и частоты, что успеет зафиксировать его на экране. На экране остается лишь тень, ошибочно принимаемая за Романцова в роли.
А вот сыграй он сейчас... БДТ, мечтающий сегодня о «Петербурге» Андрея Белого, ошибается. Их дело «Москва». Пусть они только решатся, а Романцов уж сыграет. И Мандро, и Грибико-ва, и Кавалькаса, и княжну Китайскую. Забудется, нашалит, смешает воду и кровь и исчезнет, кутаясь в темный плащ рыцаря,, который когда-то неудачно сострил.
Елена ВЕСТЕРГОЛЬМ Моск. наб. 1991. № 12;
ФОТО Б. Стукалова