«Театр времен Нерона и Сенеки» Эдварда Радзинского в постановке Георгия Товстоногова в БДТ им. Горького
Художник О. Земцова.
В ролях: А. Толубеев, А. Романцов, М. Данилов, М. Волков.
Эдвард Радзинский — «свой» автор в БДТ. Со спектаклем «Еще раз про любовь» (1964) Товстоногов шел в ногу с эпохой студентов, «физиков-лириков» и модой на сдержанный лиризм Хэмингуэя. Спустя почти четверть века театр встречается с иным Радзинским — от прямой речи ранних драм и психоанализа «Спортивных сцен 1981 года» драматург переходит к иносказанию, исторической притче. БДТ уже обжегся на этом в 1965 г., когда «Римская комедия» Леонида Зорина, срепетированная и дважды показанная «театральной общественности», большой публики так и не увидела. Император Нерон Радзинского — двойник императора Диона Зорина. Товстоногов в который раз взывает к совести нации, к интеллигенции — с ней он был строг еще в «Трех сестрах», в злополучном 1965 г. При совершенно благоприятных условиях 1987 г. БДТ предпримет еще одну попытку сделать древнеримскую античность до того прозрачной, чтобы через нее виднелась «империя зла». Но «Нерон и Сенека» предназначенной им роли вечевого колокола или злободневного комментария (ленинградского варианта «Диктатуры совести») не сыграют. Жанр аллюзии опоздал; театральные диалоги «о вечном» публика в этот момент слушать не хочет.
Елена ГОРФУНКЕЛЬ, Татьяна МОСКВИНА, Леонид ПОПОВ
Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. IV. СПб, Сеанс, 2002
Источник: статья