Соколинский Е. Перестройщик из пятого века // Искусство Ленинграда. 1989. № 6 (о сп. "Лягушки", в т. ч. об А. Р.);
Соколинский Е. Перестройщик из пятого века
Сообщений 1 страница 13 из 13
Поделиться22009-09-03 11:45:13
Статья наконец-то нашлась!!!
Поделиться32009-09-21 20:23:38
Нынешняя театральная жизнь не балует нас удачами, тем более — при постановке классики. В 80-е годы не сочетается почему-то классика с всеобщей политизацией репертуара. И вдруг в тот момент, когда не ожидаешь получить удовольствие в ДК пищевой промышленности от случайно подобранного ансамбля, от возобновленного спустя восемь лет спектакля,— вдруг удовольствие получаешь.
Удивляться я начал прежде всего скромной сценографии Киры Добряковой. Мы живем в период «черного театра». Черный бархат, серые стены — привычный колорит. На площадке Дома культуры — совсем иное: лазурное средиземноморское небо, античный портик, шест, увитый зеленью с южными плодами. А посередине сцены большой барабан. Ощущение солнечности, правда, нарушилось с появлением актеров. Вот вышел какой-то длинный, в кедах и грузинской кепке, несколько женщин в традиционном сегодняшнем женском наряде — тренировочных штанах. Рабочая компания. И тут появился корифей. Сразу видно, что корифей. Весомо, с достоинством поклонился, пожал руку актерам, проверил тамтам и начал...
Мерные, маршевые ритмы барабана, звучание каких-то дуделок и трещоток, строгие лица актеров напоминали о древних ритуалах. В пении маленького хора, его незатейливом аккомпанементе слышалось что-то знакомое, древнегреческое-древнегреческое. Язык непонятен — только ухо вычленяло имена Эвтерпы, Мельпомены, Талии. Что-то у них, похоже, просили: то ли успеха, то ли нового театра.
Разумеется, режиссер Лев Стукалов не пытался реконструировать архаичный, обрядовый театр. Да это и невозможно. Более того, раб Ксанфий (К. Датешидзе) как бы специально транспонирует приподнятую старинную стихотворную речь на язык прозы и обыденности. Тем не менее дух античности, дух свободного, философского смеха передать удалось. Я не при-00 числяю себя к знатокам классической филологии, поэтому с некоторым трепетом позвал на следующее представление человека, хорошо знающего Аристофана в подлиннике. Пусть проверит мои ощущения. «Да, это он, Аристофан»,— подтвердил суровый филолог, не обращая внимания на целые вставные эпизоды, купюры и современные остроты. Ведь Аристофан писал «капустник» — не будем и мы педантами.
«Философский смех» — сочетание несколько странное. «Не бывает такого! — утверждают поклонники легкой комедии.— Либо смех, либо философия». Бывает, уверяю вас. Весь первый и особенно второй акт я смеялся со зрителями, в одном месте даже до слез. Рискованные «фаллические» шутки никуда не исчезли, хотя не производят ощущения пошлости, как в современной бытовой комедии. Но смех не мешает увидеть философский смысл спектакля. О чем же он рассказывает? Отнюдь не только о путешествии Диониса, покровителя искусств, в преисподнюю — Дионис решил вернуть на землю истинную драматическую поэзию. Что нам Дионис? Что нам преисподняя? Спектакль намного шире конкретного сюжета. По сути, он — об извечной двойственности, конфликтности мира. Если бы я не боялся показаться излишне наукообразным, я бы сказал: о диалектике. Ах, как нам неприятна диалектика! Как мы упрямы в своей односторонности! «Лягушки» — пьеса и спектакль именно о безысходных дискуссиях и о том болоте пошлости, самоудовлетворенности, которое подстерегает каждую из дискутирующих сторон.
Раб Ксанфий и бог Дионис, трагические поэты Еврипид и Эсхил, персонажи трагедии, постоянно находятся в конфликте и в то же время взаимосвязаны, как бы скованы одной цепью. Собственно, всю первую половину представления идет явный и неявный спор Ксанфия и Диониса: кто из них на самом деле — раб, а кто — человек в высшем смысле, то есть бог (вспомните державинское: «Я — раб, я — царь, я — червь, я — бог»). И герой К. Датешидзе (раб) и герой В. Курашкина (Дионис) поворачиваются
то одной, то другой стороной своей натуры. Поначалу кажется: перед нами традиционный дуэт ловкого, хитроумного слуги с глупым и тщеславным хозяином. Но потом оказывается не все так просто. Конечно, Ксанфий носит поклажу и тем приятен нашему демократическому сознанию. Дионис, вроде бы, тунеядец. Однако вскоре мы замечаем, что раб не столько тяготится, сколько кокетничает своим рабством, выставляет напоказ «натруженное» плечо, жалуется на печень, томно вздыхает, заставляет себя уговаривать. Да, Дионис глуповат и трусоват, но разве приятнее от этого лакейские привычки Ксан-фия: подсмотреть в щелку, позубоскалить о хозяине за его спиной? При случае раб с удовольствием накинет львиную шкуру героя и пойдет срывать цветы «божественного» удовольствия. Наконец, во втором действии привратник царства мертвых, Эак, устроит им обоим серию «страшных» испытаний для определения истинного бога. Что только не предпринимает старый, недалекий Эак (А. Романцов): и гвозди вбивает в ноги, и палец откусывает, и глаз у Диониса вынимает (естественно, все это в плане условной пантомимы) — подлинное божество ему не угадать. В уморительно смешной сцене пыток оба состязателя держатся достойно. Урок эпизода нам понятен: или бог не слишком божествен, или раб не всегда бывает рабом. От обмена ролями ничего не меняется.
Я не случайно употребил слово «урок». Как и всякая античная пьеса, «Лягушки» достаточно дидактичны. «Победителем будет тот, кто внимает советам поэта»,— внушают зрителю в прологе. Впрочем, можно «внимать» только тогда, когда рассказанное нас задевает. Комедия была бы зевотно скучной, если бы ограничивалась уровнем философского, умозрительного спора, не ассоциировалась с сегодняшней нравственно-политической ситуацией. «Лягушки» злободневны «до неприличия».
Публика разражается смехом после публицистического, обличительного монолога потому, что Аристофан с его подлинным текстом выглядит поэтом-перестройщиком из «Московских новостей» или «Огонька». И спор Еврипида с Эсхилом воспринимается как параллель дискуссий между почитателями, скажем, Л. Петрушевской и А. Корнейчука. Эсхил стоит на позициях сталинистского искусства: оно-де должно «поднимать» сограждан боевыми звуками, подлые язвы жизни надо скрыть, повествовать же следует о прекрасном, учить на идеалах. Претензии Эсхила к Еврипиду напоминают высказывания сегодняшних военачальников старой закалки, возмущенных публикациями о неуставных отношениях в армии: «Ты весь мир обучил прекословить полководцам и старшим». Еврипид, в свою очередь, называет себя демократом, гордится тем, что впервые заговорил о простом, ввел в поэзию здравый смысл, не побоялся открыть жестокую правду.
Самое интересное в этой сценической дискуссии — наблюдать, как борется с Аристофаном и с самим собой Лев Стукалов. Симпатии Аристофана были исторически на стороне Эсхила. Именно его, по пьесе, Дионис взял с собой на землю. Наш современник Стукалов, оставаясь верным автору в остальном, склоняется, скорее, на сторону Еврипида. Режиссер стремится быть объективным, и в этой попытке объективности — главное отличие «Лягушек» от других публицистических спектаклей Ленинграда и Москвы. Стукалов дополняет аристофановский текст двумя большими фрагментами из трагедии Эсхила «Семеро против Фив» и трагедии Еврипида «Ипполит», чтобы мы могли без подсказки судить об этических и эстетических позициях «дуэлянтов». Однако он невольно подыгрывает своему фавориту, Еврипиду. В изображении эсхиловской трагедии больше иронии, отстраненности. Эсхилу, например, нужен мегафон для создания мощного звука с эхом, так что вспоминаются парады на Красной и Дворцовой площадях. В эсхиловской эстетике (по Стукалову) важно не столько слово, сколько единый ритм, общность, возгласы в нужных местах и воздевание рук. Монументальное, массовое искусство! Еврипид как персонаж, конечно, мелковат, смешон своей суетливостью и болтливостью.
Его героиня, Федра, надо признать, не может служить объектом подражания для старшеклассниц. Все же в ней есть человеческое тепло, искренность, неоднозначность. Она нам ближе и понятнее.
Впрочем, в финале Стукалов «хватает себя за руку» и приводит нас к выводу о необходимости, как мы теперь говорим, «плюрализма», о бессмыслице крайностей. Крайности — две стороны одной медали. «Медали» человеческого тщеславия, неспособности услышать здравые доводы соперника. Главный же комизм происходящего состоит в том, что идея единства и борьбы противоположностей воплощается с помощью фигуры актера-лицедея. А. Романцов играет двух драматургов сразу. Вот он стоит на одной стороне набычившимся, рычащим Эсхилом с нечесаными лохмами, а еще через секунду выбегает на другую половину площадки этаким неврастеничным фертиком, с детской непосредственностью ждущим похвалы. Две личины актера рвутся в драку... с самим собой. Трансформации Романцова заставляют вспомнить об искусстве молодого А. Райкина, хотя артист БДТ обходится без масок, вернее, строит маску лишь из своей мимики и пластики. Романцов играет не только конкурентов, он играет противоположности состояний, противоположности характера одного лица. Интересно наблюдать, как страж Аида, Эак, в момент переходит от полного самоуничижения к полному самовосхищению.
«Лягушки», оставаясь в рамках режиссерского театра с его жесткой концепцией и обилием режиссерских находок, являются одновременно спектаклем, демонстрирующим всемогущество актера. Актер может изобразить за две минуты чуть ли не все подвиги Геракла, стать покойником с пустыми глазницами и движениями гальванизированного трупа, превратиться в женщину типа Карменситы, раздвоиться, расчетве-риться... Все может, и в этом залог бессмертия театра. «Покуда жив еще актер, покуда зритель верит в небылицы, спор о правде и лжи будет длиться»— поется в финальной песенке Д. За-польского — Ф. Буранова.
Более того, если уж мы заговорили о театральной природе спектакля, что редко удается критику (хоть бы до смысла добраться!), он замечателен примиренностью еще двух противоположностей: условного и жизнеподобного театра. Признаться, мы устали от грубости и неорганичности так называемых «праздников театральности». Клоунада, любимая в цирке, на драматической сцене чаще всего раздражает. В стукаловской же постановке нет противоречия между сугубой условностью и естественностью существования актера. Старый, как мир, цирковой трюк с падающим телом и попытками его удержать в устойчивом положении уживается с предельно обыденной речью. К. Датешидзе, лежа на полу, поддерживает одной ногой падающего Диониса — Курашкина и в такой эксцентрической позе ведет доверительную беседу со зрителем. Мы любим порассуждать о необходимости импровизации в театре, но только в «Лягушках» я увидел зримый ее образец.
И все-таки «Лягушки» — постановка кризисного времени. Она размышляет об усталости мира. Устал Геракл рассказывать про свои подвиги, устал Эак различать подлинник и подделку, устал Дионис судить искусство. Устал, наконец, актер веселить публику и призывать на головы нечестивых властителей громы и молнии. В середине второго акта Стукаловым запланирована «зона импровизации». Корифей останавливает действие и обращается к публике с вопросами: «Не устали вы от публицистики?», «Может, пропустим обличительный монолог?» Ему, актеру, обидно сознавать свое всемогущество и свое бессилие: ведь с начала пятого века он мечет громы и молнии, а на поверку изменилось немногое. Чему уж тут радоваться, когда Аристофан по-прежнему злободневен?!
Собственно, силу и бессилие такого рода ко-мическо-публицистическо-импровизационному действу может придать только зритель конкретного представления. Актер постоянно обращается к зрителю за поддержкой. И если в зале ничего не слышали про Геракла, Еврипида и Эсхила, если зал будет стойко молчать в ответ на призывы лицедея,— смех завянет и вы разочарованно уйдете домой. А актер? У актера нет другого выхода, как снова лицедействовать, взывать и пытаться сдвинуть положение в мире и зале с мертвой точки.
Е. Соколинский
Поделиться42009-09-22 14:07:29
"Трансформации Романцова заставляют вспомнить об искусстве молодого А. Райкина, хотя артист БДТ обходится без масок, вернее, строит маску лишь из своей мимики и пластики. Романцов играет не только конкурентов, он играет противоположности состояний, противоположности характера одного лица."
И такие восторженные отзывы писали аж в 1989 году. Двадцать лет назад. Хорошо,что статья нашлась , не получится вычеркнуть АИР , никак не получится.
Поделиться52009-09-22 15:32:02
Хорошо,что статья нашлась , не получится вычеркнуть АИР , никак не получится.
Точно )))
Поделиться62009-09-22 19:46:22
Рыжая бестия, ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!
Шикарная статья!!!!!!!!!!!!!
Поделиться72009-09-22 20:08:23
Спасибо тому кто прислал статьи ))) Так приятно что мир не без добрых людей!!!
Поделиться82009-09-23 12:45:37
Я очень рада что статья наконец нашлась ) Мне она понравилась, приятно что именно АИР отметили )))
Поделиться92009-09-24 11:47:04
Класс!!!
Поделиться122009-09-25 12:15:50
Статья понравилась ) Обложка журнала радует )
Поделиться132009-10-01 21:05:44
)))))))))) Можно нас всех поздравить с найденной статьёй
Похожие темы
Александр Романцов | Александр Романцов | 2017-12-14 |